Знакомства для Мусульман Блог- IslamLove.Ru

Знакомства для Мусульман, Сайт знакомств для Мусульман, бесплатная регистрация, система бонусов, мультиязычность анкет, модерация фотографий, мусульмане знакомятся на IslamLove.Ru, мусульманские знакомства

Февраль 24, 2020

Махр и нафака в традиции ислама

Одна из очень древних традиций человеческого сообщества состоит в том, что мужчина при вступлении в брак назначает женщине махр .

Знакомства для Мусульман Блог- IslamLove.Ru

Он выделяет часть своего имущества в пользу жены или её родителей и, кроме того, обязывается во весь период брака нести расходы на содержание жены и детей.

Где корни этой традиции? Почему и каким образом она сложилась? Для чего необходимо материальное обеспечение (нафака)? Нужны ли вообще махр и нафака, если женщина и мужчина добьются своих естественных и человеческих прав, и между ними существуют нормальные человеческие отношения? Или, может быть, махр и иждивение являются напоминанием о тех временах, когда женщина была рабыней мужчины? Разве, согласно принципам справедливости и равенства между людьми, и особенно в XX в., необходимо, чтобы махр и нафака (иждивение) были ликвидированы, заключение браков происходило без махра и чтобы женщина брала на себя материальную ответственность за свою жизнь и за содержание своих детей?

Краткая история махра

Говорят, что в доисторические времена, когда человечество жило в состоянии дикости и люди объединялись в племена, по каким-то неизвестным причинам вступление в брак с единокровными родственниками считалось недозволенным. Юноши из одного племени, желающие вступить в брак, вынуждены были выбрать себе невесту и любовниц в другом родовом сообществе. Поэтому в поиске спутника жизни они ходили к чужим племенам.

В те времена мужчина не был осведомлён о своей роли в производстве потомства, то есть он не знал, что его совокупление с женщиной влияет на появление детей. Поэтому он считал, что появившиеся на свет дети принадлежат не ему, а только его супруге. Разумеется, он замечал схожие с собой черты ребёнка, но о причинах подобного сходства ничего не знал. Неизбежно дети также считали себя потомством женщины, а не мужчины, и родословная определялась по материнской, а не по отцовской линии. Мужчины считались бесплодными существами и после вступления в брак жили в племени жены как паразиты, в дружбе и физической силе которых женщина нуждалась. Этот период именуется матриархатом.

Через некоторое время мужчина осведомился о своей роли в появлении потомства и признал себя основным хозяином детей. Начиная с этого периода он подчинил себе женщину, стал главой семьи, и тем самым в истории человека начался новый период под названием патриархат.

В этот период брак между родственниками также был недозволенным, и мужчина был вынужден выбирать себе супругу из числа представительниц другого племени и приводить её в своё племя. Но так как племена всегда находились в состоянии войны и конфликтов, выбор супруги осуществлялся путем кражи невест, то есть юноша тайком уводил свою невесту из её племени.

Но постепенно войны сменялись миром, и различные племена получили возможность сосуществовать мирно. И в этот период традиция кражи невест была отменена. Теперь уже мужчина, которому приглянулась девушка из другого племени, нанимался на работу к её родителям, по истечении определённого времени отец выдавал свою дочь за него замуж в качестве оплаты за труды, и жених мог увести невесту в своё племя.

Постепенно имущественное положение у людей улучшилось. Тогда мужчина догадался, что вместо многолетних трудов в пользу отца своей будущей жены он может преподнести ему достойный подарок и жениться на его дочери. Он поступил именно таким образом, и в результате появился махр.

С учётом вышесказанного мужчина вначале вел паразитический образ жизни при жене и служил ей. В этот период женщина властвовала над мужчиной. На дальнейшем этапе власть перешла к мужчине, и он увёл женщину в своё племя. А на третьем этапе, чтобы заполучить женщину, мужчина шёл к ней домой и годами гнул спину на её родителей. И, наконец, на четвёртом этапе мужчина преподнёс отцу женщины определённую сумму в качестве «подарка», с чего и началась традиция назначения махра.

Говорят, что мужчина с того самого времени, когда он, отменив матриархат, установил систему патриархата, держал женщину на правах рабыни или как минимум в качестве своего наёмного служителя и смотрел на неё как на экономическое орудие, которое иногда может удовлетворить его половые потребности. Он не предоставлял женщине экономическую и социальную независимость. Результаты труда женщины принадлежали другому, то есть отцу или мужу. Женщина не имела права самовольно выбирать себе мужа или предпринимать экономическую и финансовую деятельность в свою пользу. И фактически сумма, выплачиваемая мужчиной в качестве махра, с лихвой окупалась экономической выгодой, получаемой в результате трудов женщины в период супружества.

Махр в исламской правовой системе

В этом плане существует ещё и пятый этап, который социологи и ценители обходят молчанием. На этом этапе мужчина при вступлении в брак преподносит определённый «подарок» лично женщине, и никто из родителей не имеет права на этот подарок. Женщина, получая подарок от мужчины, вместе с тем сохраняет и свою экономическую свободу. Она, во-первых, выбирает мужа самостоятельно и по своему желанию, а не по воле отца или брата. Во-вторых, пока она живёт у родителей и начинает жить у мужа, никто не имеет права заставить её работать и эксплуатировать её; результаты её трудов принадлежат ей самой, а не кому-либо другому, и она в своих юридических сделках может обойтись без опеки мужа.

Мужчина может в период супружества пользоваться близостью с женщиной и обязан в период сохранения супружеских связей по мере своих возможностей обеспечивать ей все жизненные условия.

Это тот период, который приемлем с точки зрения ислама и на основе которого строятся супружеские отношения. В Священном Коране встречается много айатов, согласно которым махр предназначен самой женщине, а не кому-либо другому. Мужчина должен в продолжение всего периода супружеской жизни нести все расходы на содержание жены, и вместе с тем получаемые женщиной доходы и результаты её труда также принадлежат не кому-либо другому (отцу или мужу), а именно ей самой.

В этом плане вопрос о махре и иждивении (нафака) приобретает загадочную форму. Ибо когда махр предназначался отцу девушки, и она следовала в дом мужа наподобие рабыни, подвергаясь эксплуатации с его стороны, философия махра означала откуп девушки у отца; а иждивение по своей сути означало необходимые расходы, которые несёт хозяин на содержание своего раба. Но какова необходимость в махре и иждивении в случае, если махр не принадлежит отцу женщины, муж не имеет права эксплуатировать жену, а женщина пользуется экономической независимостью и самостоятельностью?

Взгляд на историю

Для того чтобы разобраться в философии пятого этапа, необходимо обратить хоть какое-то внимание на историю. В действительности всё, что было по этому поводу сказано, ограничивается только рамками некоей системы предположений и догадок. Здесь нет точных исторических, научных и практических подтверждений. Источником для возникновения этих предположений и догадок о жизни доисторического человека служили некоторые смутные данные, а также философские гипотезы о человеке и мире. Всё, что было сказано о так называемом периоде матриархата, о продаже девушек отцами и об эксплуатации жён мужьями, не такие уж убедительные факты, которым легко можно было бы верить.

В этих предположениях и догадках присутствуют два момента. Во-первых, наблюдается попытка толковать историю первобытного человека в антагонистическом и жестоком ракурсе, без учёта человеческих симпатий и чувств. Во-вторых, игнорируется роль природы и удивительных способов, используемых ею для достижения своих целей. Подобное толкование о человеке приемлемо для европейца, но вовсе не выходца с Востока, разумеется, если он не заколдован Западом. Житель Запада по известным причинам не благосклонен к человеческим симпатиям; он, естественно, не может признать решающую историческую роль симпатий и искорок человечности, он, думая об экономике, видит только добывание хлеба насущного. Для него история — это машина, которая не в состоянии двигаться без топлива. Рас­суждая о сексуальных вопросах, он думает, что история человечества со всеми её культурными, нравственными, религиозными и превосходными духовными проявлениями является не чем иным, как изменённой формой сексуальных игр. Выступая с позиции политических амбиций и честолюбия, он утверждает, что история человечества состоит из вереницы кровопролитий и жестокостей.

Европеец в эпоху Средневековья со стороны религии и именем религии терпел немало невзгод и мучений, он наблюдал за тем, как живых людей подвергают сожжению. Поэтому он страшится имени Бога, религии и всего, что с ними связано, следовательно, несмотря на многочисленные научные доводы о наличии у природы цели и о том, что мир не предоставлен самому себе, он в меньшей степени готов признать наличие «конечной цели».

Мы не требуем у этих толкователей, чтобы они признали существование пророков, которые были ниспосланы в ходе истории, являлись провозвестниками человечности и справедливости и результативно боролись против пороков и заблуждений. Мы просим у них хотя бы помнить о сознательной роли природы.

В истории взаимоотношений женщины и мужчины, несомненно, было немало случаев угнетения и жестокости. Но нельзя утверждать, что эта история состояла сплошь из угнетения и жестокости.

Истинная философия махра

На наш взгляд, возникновение махр — это результат содержащейся в смысле Творения искусной меры, цель которой заключалась в регулировании отношений между женщиной и мужчиной и их соединении друг с другом.

Махр возник в связи с тем, что роли женщины и мужчины в процессе любви разнятся. Исламская мистика (‘ирфан) распространяет данный закон на все сущее, утверждая, что закон любви и взаимного тяготения господствует над всеми существами и творениями. Но поскольку твари и существа разнятся с точки зрения возложенных на них конкретных задач, то каждому явлению предназначено своё положение: печали — своё место, а радости — своё.

Закон Творения снабдил арсенал женщины красотой, гордостью и непритязательностью, а в природу мужчины заложил притязания, требования, любовь и ярко выраженное лирическое настроение. Физическая слабость женщины по отношению к мужчине компенсируется именно этим способом; именно данное положение способствовало тому, чтобы всегда мужчина сватался к женщине. Ранее отметили, что как при матриархате, так и при патриархате всегда мужчина ходил на поиск женщины, а не наоборот.

Учёные утверждают, что мужчина более сексуален, чем женщина, а в исламских преданиях встречаем обратное утверждение, что, мол, мужчина уступает женщине в этом плане. Но женщина однозначно более сильна в противостоянии сексуальным влечениям, чем мужчина. Вывод здесь один: мужчина в противостоянии инстинктам уступает женщине. Данная особенность всегда способствовала тому, чтобы женщина не искала мужчину и не уступала легко его желаниям; а мужчина всегда чувствует нужду в женщине и стремится угодить ей. Одним из способов угождения женщине является преподнесение ей подарка.

Почему особы мужского пола всегда для завоевания представительниц противоположного пола конкурировали друг с другом, враждовали и воевали, но представительницы женского пола никогда не проявляли подобную жадность и стойкость? Потому что роли мужского и женского полов были неодинаковыми. Роль требующего и просителя всегда играл не женский, а мужской пол, а женский пол, которому никогда не были свойственны отличавшие мужской пол жадность и алчность, постоянно проявлял особого рода равнодушие и непритязательность.

Махр — одного корня со стыдливостью и добродетельностью. Женщина с присущим ей природным вдохновением догадалась: честь, значимость зависят от того, насколько сложно будет мужчине получить её в своё распоряжение или, как говорят, как она сможет себя преподнести.

Всё это послужило причиной того, что женщина, несмотря на свою физическую слабость, смогла вынудить мужчину прийти к ней домой в качестве свата; заставить мужчин соперничать друг с другом. Она, став недоступной для мужчины, смогла способствовать формированию романтической любви, принудить Маджнунов бегать за Лайли и при согласии на брак с мужчиной получить от него в знак верности различные подарки и подношения. Говорят, что у некоторых диких племён девушки, у которых было несколько преданных и пылких влюблённых, вынуждали их сражаться на дуэли. Удостоиться чести стать супругом девушки мог тот из них, кто побеждал или убивал своего соперника.

Недавно в тегеранских газетах рассказывалось о том, что некая девушка вынудила двух влюблённых в неё юношей биться на дуэли. Они на её глазах с оружием в руках вступили в смертельную схватку.

С точки зрения тех, кто считает, что сила заключена только в могуществе мускулов, а история взаимоотношений женщины и мужчины полностью состоит из угнетения и эксплуатации по отношению к ней, немыслимо, чтобы женщина, это слабое и изысканное существо, была бы в состоянии вынудить представителей сильного и грубого пола к смертельной схватке. Но те, которые хоть немного знакомы с поразительной природой и таинственной силой, вложенной в женское естество, знают, что в этом ничего удивительного нет.

Женщина имела на мужчину огромное влияние, и оно всегда было более заметным, чем его влияние на неё. Мужчина многими случаями демонстрации своего мастерства, бесстрашия, отваги, одарённости и личностных качеств обязан стыдливости и целомудрию женщины, её изысканному кокетству. Женщина всегда конструировала мужчину, а мужчина, в свою очередь, — общество. Если не станет женской стыдливости, целомудрия и выдержки и она пожелает действовать в роли мужчины, то, во-первых, будет покончено с женственностью, во-вто­рых, мужчина забудет о своём мужестве, и, как результат, уничтожатся устои общества.

То есть не останется следа от той силы, благодаря которой женщина сохранила свою историческую личность, не стала ходить к мужчине, а заставила его идти к себе для сватовства. Эта сила вынуждала мужчин вступать между собой в конкуренцию и смертельную схватку и позволяла женщине выбрать своим лозунгом стыдливость и целомудрие и, прикрыв своё тело от взоров мужчины, выглядеть загадочной. Эта сила была вдохновителем мужчины и творцом его любви к женщине, заставляла его совершенствовать своё искусство и талант, возбуждала в нём лирическое настроение и стремление быть достойным. Эта сила склоняла мужчину при заключении брака идти к ней с подарками под названием махр.

Махр является своего рода статьей в общем уставе, проект которого был заложен в контексте Творения и рукой самого Естества.

Махр в Коране

Как было упомянуто в пятом разделе, махр не является изобретением Священного Корана, ибо он по сути своей был введён самим Творцом. А Коран вернул махру присущую ему природу.

В Священном Коране с особой тонкостью говорится:

По щедрости души давайте своим жёнам дар предбрачный .

То есть отдайте жёнам (а не их отцам или братьям) махр, который является предбрачным подарком или преподношением. В этом коротком предложении Священный Коран указывает на три положения: во-первых, использует слово садака (отдать что-то по щедрости душевной), а не махр. А садака исходит из корня сидк (‛верность’, ‛правдивость’), следовательно, махр в арабских текстах звучит как садак (‛проявление верности’) или садака (‛милость’ или ‛искрен­ность’), что свидетельствует об истинной привязанности мужчины. Некоторые комментаторы, например автор «Кашшафа» , подтвердили верность этой интерпретации. По утверждению Рагиба Исфахани  в его книге «Гариб ал-Кур’ан» («Редкостные изречения Корана»), использование в данном случае слова садака говорит о необходимости правдивости веры.

Кроме того, добавление притяжательного местоимения хинна (‛им’, то есть своим женам) в словосочетании садакатихинна (‛их подарок’) в упомянутом айате свидетельствует о том, что махр принадлежит именно женщине, а не её отцу или матери. Махр не является платой за её воспитание и кормление.

В-третьих, само слово «дар» является явным свидетельством того, что махр никакого другого значения, кроме преподношения и подарка, не имеет.

Двойственность чувств в отношениях между полами является уделом не только человечества. У всех живых существ, разделённых на два пола, несмотря на потребность полов друг в друге, более ярко эти потребности выражены у самцов, то есть он больше нуждается в самке, чем она в нём. Подобное обстоятельство привело к тому, что самец предпринял надлежащие шаги для того, чтобы заслужить благосклонность самки. Заодно данное обстоятельство стало причиной стабильности отношений между полами, послужило основой для того, чтобы самец не мог злоупотреблять своей силой и могуществом и был перед самкой скромным и смиренным.